Положение о школьной библиотеке

МБОУ
БЕЗЫМЯ
НСКАЯ
ООШ №
28

Подписано цифровой подписью: МБОУ
БЕЗЫМЯНСКАЯ ООШ № 28
DN: street=УЛИЦА ШКОЛЬНАЯ, ДОМ 3,
st=Красноярский край, l=РАЙОН
ЕНИСЕЙСКИЙ, ДЕРЕВНЯ БЕЗЫМЯНКА,
c=RU, givenName=Глеб Федорович,
sn=Шаламов, cn=МБОУ БЕЗЫМЯНСКАЯ
ООШ № 28, title=ДИРЕКТОР, ou=МБОУ
Безымянская ООШ № 28, o=МБОУ
БЕЗЫМЯНСКАЯ ООШ № 28,
email=bezimianka28@mail.ru,
1.2.643.3.131.1.1=120C32343437303630333
0303736,
1.2.643.100.4=120A32343437303034353737
,
1.2.643.100.3=120B31363833383639363633
38,
1.2.643.100.1=120D31303232343031323735
313831
Дата: 2021.12.06 11:59:57 +07'00'

Приложение № 25 к приказу
№ 01-04-045/б от 1.11.2014г.

Положение о школьной библиотеке МБОУ Безымянской ООШ
№ 28
1. Общие положения
1.1.
Библиотека
является
структурным
подразделением
МБОУ
Безымянской ООШ № 28 д. Безымянка Енисейского района, участвующим
в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников
образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно –
информационными
ресурсами.
1.2. Деятельность библиотеки (далее – школьная библиотека0 отражается в
Уставе
школы.
1.3. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы: формирование
общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного
минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к
жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего
освоения профессиональных программ, воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей
природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
1.4. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации,
инструкциями Министерства иностранных дел Российской Федерации,
уставом школы, положением о библиотеке, утвержденным директором
школы.
1.5. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах
демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих
ценностей,
гражданственности,
свободного
развития
личности.
1.6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных
услуг и условия их предоставления определяются Положением о школьной
библиотеке
и
Правилами
пользования
школьной
библиотекой,
утвержденными
директором
школы.
1.7. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно информационного
обслуживания
библиотеки.
1.8. Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится в соответствии с правилами техники безопасности и
противопожарными, санитарно – гигиеническими требованиями.
2. Основные задачи
2.1.Основными
задачами
школьной
библиотеки
являются:
а) обеспечение участниками образовательного процесса – обучающимся,

педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям)
обучающихся (далее – пользователям) – доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно –
информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном
(книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном
(компьютерной
сети)
и
иных
носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно – информационных процессов, формирование комфортной
библиотечной среды.
3. Основные функции
1.
Для
реализации
основных
задач
библиотека:
а) формирует фонд библиотечно – информационных ресурсов школы:
• Комплектует универсальный фонд учебными, художественными,
научными, справочными, педагогическими и научно – популярными
документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
• Пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;
б)
создает
информационную
продукцию:
• Осуществляет аналитико – синтетическую переработку информации;
• Организует и ведет справочно – библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку
статей,
тематические
картотеки),
электронный
каталог;
• Разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры,
указатели
и
т.п.);
• Обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции.
в) осуществляет дифференцированное библиотечно – информационное
обслуживание
обучающихся:
• Организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений
и
навыков
работы
с
книгой
и
информацией;
• Оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности.
г) осуществляет дифференцированное библиотечно – информационное
обслуживание
педагогических
работников;
• Выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные
с
обучением,
воспитанием
и
здоровьем
детей;
• Выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в
области
педагогических
инноваций
и
новых
технологий;

• Содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации,
проведению
аттестации;
• Создает банк педагогической информации как основы единой
информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет
накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
• Организует доступ к банку педагогической информации на любых
носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
• Осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций), информирование руководства школы по
вопросам
управления
образовательным
процессом;
• Способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры.
д) осуществляет дифференцированное библиотечно – информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
• Удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых
поступлениях
в
библиотеку;
• Консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией
по
воспитанию
детей;
• Консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
4. Организация деятельности библиотеки
4.1. Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент,
читальный зал, отдел учебников и отдел методической литературы по
предметам.
4.2. Библиотечно – информационное обслуживание осуществляется на
основе библиотечно – информационных ресурсов в соответствии с учебными
и воспитательными планами школы, программами, проектами и планом
работы
школьной
библиотеки.
4.3. Школьная библиотека вправе предоставлять библиотечно –
информационные услуги, перечень которых определяется уставом школы.
4.4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях
информатизации образования и в пределах средств, выделяемых
учредителями,
школа
обеспечивает
библиотеку:
• Гарантированным финансированием комплектования библиотечно –
информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
• Необходимыми служебными и производственными помещениями в
соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике
безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности,
запыленности помещения, коррозионно – активных примесей или
электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
• Телекоммуникационной и копировально – множительной техникой и
необходимыми
программными
продуктами;
• Ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования
библиотеки;

•
Библиотечной
техникой
и
канцелярскими
принадлежностями.
4.5. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и
имущества
библиотеки.
4.6. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в
соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно –
методических изданий, создание необходимых условий для деятельности
библиотеки несет директор школы в соответствии с уставом школы.
4.7. Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим
библиотекой в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы.
5. Управление. Штаты.
5.1. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством
Российской
Федерации
и
уставом
школы.
5.2. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет
директор
школы.
5.3. Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий
библиотекой (библиотекарь), который несет ответственность в пределах
своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися,
их родителями (иными законными представителями) за организацию и
результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с
функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями,
трудовым
договором
и
уставом
школы.
5.4. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается директором
школы, может являться членом педагогического коллектива и входить в
состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.
5.5. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет
директору
школы
на
утверждение
следующие
документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на
основе объемов работ, определенных положением о школьной библиотеке с
использование «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в
библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития
Российской
Федерации
от
3
февраля
1997
г.
№6);
в)
положение
о
платных
услугах
библиотеки;
г)
планово
–
отчетную
документацию;
д)
технологическую
документацию.
5.6. Порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется
уставом
школы.
5.7. В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки
могут вводиться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь.
5.8. Трудовые отношения работников школьной библиотеки регулируются
трудовым договором, условия которого не должны противоречить
законодательству Российской Федерации о труде.

6. Права и обязанности библиотеки
6.1.Работники
школьной
библиотеки
имеют
право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно –
информационного обслуживания образовательного и воспитательного
процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и
положении
о
школьной
библиотеке;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и
кружки библиотечно – библиографических знаний и информационной
культуры;
в) рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией
по
учету
библиотечного
фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования школьной
библиотекой, утвержденными директором школы, и по согласованию с
родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры
компенсации
ущерба,
нанесенного
пользователем
библиотеки;
е) иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными
актами;
ж)
быть
представленными
к
различным
формам
поощрения;
з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в
работе
библиотечных
ассоциаций
или
союзов.
6.2.
Работники
библиотек
обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами
библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой
услуг;
в)
обеспечить
научную
организацию
фондов
и
каталогов;
г) формировать фонды.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1.Пользователи
библиотеки
имеют
право:
а)получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиограическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные
издания
и
другие
источники
информации;
д)
продлевать
срок
пользования
документами;
е)
получать
тематические,
фактографические,
уточняющие
и
библиографические
справки
на
основе
фонда
библиотеки;
ж)
участвовать
в
мероприятиях,
проводимых
библиотекой;
з) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой,
согласно уставу школы и Положению о платных услугах, утвержденному

директором
школы;
и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
7.2.
Пользователи
школьной
библиотеки
обязаны:
а)
соблюдать
правила
пользования
школьной
библиотеки;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страницы, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на
различных
носителях,
оборудованию,
инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении
библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет
последний
пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный
документ
(исключение:
обучающиеся
1-4
классов);
ж) возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи
им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами
пользования
школьной
библиотекой;
и) полностью рассчитываться со школьной библиотекой по истечении срока
обучения
или
работы
в
школе.
7.3.
Порядок
пользования
школьной
библиотекой:
а) запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному
составу класса, педагогических и иных работников школы – в
индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей)
обучающихся
–
по
паспорту;
б) перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится
ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский
формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов
из
фонда
библиотеки
и
их
возвращения
в
библиотеку.
7.4.
Порядок
пользования
абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не
более
двух
документов
одновременно;
б)
максимальные
сроки
пользования
документами:
учебники,
учебные
пособия
–
учебный
год;
- научно-популярная, познавательная, художественная литература – 14 дней;
- периодические издания, издания повышенного спроса – 7 дней;
в) пользователи могул продлить срок пользования документами, если на них
отсутствует
спрос
со
стороны
других
пользователей.
7.5.
Порядок
пользования
читальным
залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не

выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном
экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале;
7.6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работы с компьютером участников образовательного процесса
производится по графику, утвержденному директором школы и в
присутствии
сотрудника
библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух
человек
одновременно;
в) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен
обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам
Интернета,
предполагающим
оплату;
г) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (391) 217-06-63

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».