МБОУ БЕЗЫМЯ НСКАЯ ООШ № 28 Подписано цифровой подписью: МБОУ БЕЗЫМЯНСКАЯ ООШ № 28 DN: street=УЛИЦА ШКОЛЬНАЯ, ДОМ 3, st=Красноярский край, l=РАЙОН ЕНИСЕЙСКИЙ, ДЕРЕВНЯ БЕЗЫМЯНКА, c=RU, givenName=Глеб Федорович, sn=Шаламов, cn=МБОУ БЕЗЫМЯНСКАЯ ООШ № 28, title=ДИРЕКТОР, ou=МБОУ Безымянская ООШ № 28, o=МБОУ БЕЗЫМЯНСКАЯ ООШ № 28, email=bezimianka28@mail.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C32343437303630333 0303736, 1.2.643.100.4=120A32343437303034353737 , 1.2.643.100.3=120B31363833383639363633 38, 1.2.643.100.1=120D31303232343031323735 313831 Дата: 2021.12.06 11:59:57 +07'00' Приложение № 25 к приказу № 01-04-045/б от 1.11.2014г. Положение о школьной библиотеке МБОУ Безымянской ООШ № 28 1. Общие положения 1.1. Библиотека является структурным подразделением МБОУ Безымянской ООШ № 28 д. Безымянка Енисейского района, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно – информационными ресурсами. 1.2. Деятельность библиотеки (далее – школьная библиотека0 отражается в Уставе школы. 1.3. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. 1.4. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации, инструкциями Министерства иностранных дел Российской Федерации, уставом школы, положением о библиотеке, утвержденным директором школы. 1.5. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. 1.6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о школьной библиотеке и Правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы. 1.7. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно информационного обслуживания библиотеки. 1.8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно – гигиеническими требованиями. 2. Основные задачи 2.1.Основными задачами школьной библиотеки являются: а) обеспечение участниками образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее – пользователям) – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно – информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерной сети) и иных носителях; б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала; в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации; г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно – информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. 3. Основные функции 1. Для реализации основных задач библиотека: а) формирует фонд библиотечно – информационных ресурсов школы: • Комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно – популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; • Пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет; б) создает информационную продукцию: • Осуществляет аналитико – синтетическую переработку информации; • Организует и ведет справочно – библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог; • Разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); • Обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции. в) осуществляет дифференцированное библиотечно – информационное обслуживание обучающихся: • Организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; • Оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности. г) осуществляет дифференцированное библиотечно – информационное обслуживание педагогических работников; • Выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; • Выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; • Содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; • Создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; • Организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий; • Осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам управления образовательным процессом; • Способствует проведению занятий по формированию информационной культуры. д) осуществляет дифференцированное библиотечно – информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся: • Удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; • Консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; • Консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. 4. Организация деятельности библиотеки 4.1. Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, читальный зал, отдел учебников и отдел методической литературы по предметам. 4.2. Библиотечно – информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно – информационных ресурсов в соответствии с учебными и воспитательными планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки. 4.3. Школьная библиотека вправе предоставлять библиотечно – информационные услуги, перечень которых определяется уставом школы. 4.4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает библиотеку: • Гарантированным финансированием комплектования библиотечно – информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно); • Необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно – активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН; • Телекоммуникационной и копировально – множительной техникой и необходимыми программными продуктами; • Ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; • Библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. 4.5. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки. 4.6. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно – методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с уставом школы. 4.7. Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим библиотекой в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. 5. Управление. Штаты. 5.1. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом школы. 5.2. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы. 5.3. Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы. 5.4. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается директором школы, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения. 5.5. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы: а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о школьной библиотеке с использование «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. №6); в) положение о платных услугах библиотеки; г) планово – отчетную документацию; д) технологическую документацию. 5.6. Порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется уставом школы. 5.7. В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки могут вводиться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь. 5.8. Трудовые отношения работников школьной библиотеки регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. 6. Права и обязанности библиотеки 6.1.Работники школьной библиотеки имеют право: а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно – информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о школьной библиотеке; б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно – библиографических знаний и информационной культуры; в) рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов; г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; д) определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователем библиотеки; е) иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными актами; ж) быть представленными к различным формам поощрения; з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 6.2. Работники библиотек обязаны: а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов; г) формировать фонды. 7. Права и обязанности пользователей библиотеки 7.1.Пользователи библиотеки имеют право: а)получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; б) пользоваться справочно-библиограическим аппаратом библиотеки; в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации; д) продлевать срок пользования документами; е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; з) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно уставу школы и Положению о платных услугах, утвержденному директором школы; и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы. 7.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны: а) соблюдать правила пользования школьной библиотеки; б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страницы, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1-4 классов); ж) возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки; з) заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования школьной библиотекой; и) полностью рассчитываться со школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе. 7.3. Порядок пользования школьной библиотекой: а) запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному составу класса, педагогических и иных работников школы – в индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей) обучающихся – по паспорту; б) перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно; в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 7.4. Порядок пользования абонементом: а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно; б) максимальные сроки пользования документами: учебники, учебные пособия – учебный год; - научно-популярная, познавательная, художественная литература – 14 дней; - периодические издания, издания повышенного спроса – 7 дней; в) пользователи могул продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 7.5. Порядок пользования читальным залом: а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале; 7.6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке: а) работы с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному директором школы и в присутствии сотрудника библиотеки; б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно; в) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату; г) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.