Основная общеобразовательная программа начального общего образования
Описание основной образовательной программы
начального общего образования в соответствии с ФГОС (ООП
ФГОС НОО)
Образовательная программа начального общего образования (далее– Программа)
разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее — Стандарт) к структуре основной
образовательной программы и основными принципами
государственной политики РФ в области образования:
гуманистический характер образования, приоритет
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,
свободного развития личности; воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье; единство федерального
культурного и образовательного пространства, защита и развитие
системой образования национальных культур, региональных
культурных традиций и особенностей в условиях
многонационального государства; общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям
развития и подготовки обучающихся и воспитанников; обеспечение
самоопределения личности, создание условий для её
самореализации, творческого развития; формирование у
обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню
обучения картины мира; формирование человека и гражданина,
интегрированного в современное ему общество и нацеленного на
совершенствование этого общества; содействие взаимопониманию и
сотрудничеству между людьми, народами независимо от
национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты,
содержание и организацию образовательного процесса на уровне
основного общего образования и направлена на формирование
общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и
самосовершенствование обучающихся, обеспечивающих их
социальную успешность, развитие творческих способностей,
сохранение и укрепление здоровья с учетом специфики условий
общеобразовательного учреждения, приоритетных направлений
образовательной деятельности.
Программа является инструментом управления качеством
образования, источником информации об особенностях
общеобразовательного учреждения при планировании, организации
и осуществлении образовательной деятельности администрацией
школы.
Текст Программы позволяет новым педагогам ознакомиться с
укладом школьной жизни, традициями, ценностями, нормами
поведения; педагогическому коллективу – понять смысл
образовательной деятельности в МКОУ «Радофинниковская ООШ»,
планировать и осуществлять свою деятельность в соответствии с
Программой, решать проблемы преемственности дошкольного и
начального общего образования; знать о достигнутых результатах и
реализовать планируемые изменения. Знакомство с текстом
Программы дает родителям представление о целях, содержании,
организации и предполагаемых результатах деятельности ОУ по
достижению каждым обучающимся образовательных результатов,
что позволит им сделать осознанный выбор образовательного
учреждения для ребенка, определить степень своего участия в
управлении образовательным процессом и меру ответственности за
результаты обучения детей.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
• учащихся — в доступном качественном образовании,
обеспечивающем развитие и самоопределение на основе усвоения
традиций и ценностей культуры и цивилизации, в программах
обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих
возможностей личности;
• родителей – в социальной и психологической защите детей,
их адаптации к условиям меняющейся социальной ситуации;
• общества и государства — в реализации программ развития
личности, направленных на формирование способностей к
продуктивной творческой и социальной деятельности во всех сферах
деятельности человека;
• Ленинградской области – в развитии и сохранении традиций
региона как важного экономического, социального и культурного
центра страны.
Программа создана с учетом особенностей и традиций
образовательного учреждения, в основу деятельности которого
положены современная концепция развития качества образования.
МКОУ «Радофинниковская ООШ» направляет усилия всех
участников образовательногопроцесса (учащихся, педагогов,
родителей, социальных партнеров) на достижение наилучших
образовательных результатов у максимального числа учеников как в
когнитивных (знаниевых), так и в прочих областях — независимо от
социально-экономического положения их семей и предоставление
каждому участнику образовательного процесса возможности
проявить себя как духовно-нравственную, самостоятельно
мыслящую, инициативную личность в атмосфере
заинтересованности и творческого поиска.
Миссия школы дифференцируется по отношению к
различным субъектам:
• по отношению к детям и их родителям школа обеспечивает
качественное общее образования, ориентированное на личностное
развитие ребенка;
• по отношению к профессиональному сообществу миссия
школы состоит в инициировании новых перспективных
образовательных проектов;
В соответствии с миссией школы педагоги стремятся быть
нравственными, понимающими, образованными и успешными
взрослыми с позитивным мировосприятием. Они выступают в
качестве авторов происходящих в школе изменений, являются
носителями миссии школы. Педагоги являются участниками
процесса управления школой, то есть они участвуют в определении
ценностей, целей, разделяют ответственность за их реализацию.
Педагоги постоянно повышают свою квалификацию, посещая
различные курсы, владеют современными образовательными
технологиями. С целью совершенствования научно-методического
обеспечения образовательного процесса педагогический коллектив
активно сотрудничает с кафедрами и специалистами ЛОИРО,
использует опыт коллег из других образовательных учреждений.
В основу деятельности МКОУ «Радофинниковская ООШ»
положены современная концепция развития качества образования,
связанная с концепцией эффективной школы как «развивающейся
организации». В частности, в Программе нашли отражение ряд
инновационных положений и принципов этих концепций:
• эффективная школа – это школа нацеленная на достижение
наилучших образовательных результатов у максимального числа
учеников как в когнитивных (знаниевых), так и в прочих областях
— независимо от социально-экономического положения их семей;
• в качестве «выхода», продукта деятельности школы,
рассматриваются не только образовательные результаты как
таковые, проверяемые тестами или другими видами задач, но и
качество образовательных услуг;
• система управления школой предполагает перенос акцента с
управления «на входе» на управление «на выходе», управление по
результатам;
• развитие школы основывается на критической рефлексии,
анализе и оценке эффективности избранной стратегии и тактики
образовательной деятельности: «управление, опирающееся на
данные исследований»;
• различные виды внешней регламентации образовательной
деятельности, задающие горизонт ожиданий и определенные рамки
практике обучения и воспитания, только тогда становятся
действенными и действительно влияют на процессы, когда они
принимаются субъектами образовательного процесса на основе
практической полезности этих инструментов;
• эффективная организация образовательного процесса
предполагает гибкое сочетание качественных традиционных и
инновационных форм обучения.
Цели реализации основной образовательной программы
начального общего образования:
1. Обеспечить достижение учащимися начальных классов
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
основной образовательной программы.
2. Обеспечить формирование универсальных учебных
действий как в учебной, так и в личностной, коммуникативной,
познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих
способность к организации самостоятельной деятельности
учащегося.
3. Обеспечить познавательную мотивацию учащихся,
готовность и способность к сотрудничеству и совместной
деятельности ученика с учителем, одноклассниками, сформировать
основы нравственного поведения.
4. Обеспечить возможности для продолжения социально-
личностного развития ребёнка, появления осознанных
представлений об окружающем мире, о себе, о нравственно-
этических нормах общества.
5. Сформировать готовность и способность учащихся к
рефлексии — важнейшему качеству, определяющему
направленность на саморазвитие и реализацию творческого
потенциала.
Принципы и подходы к формированию основной
образовательной программы начального общего образования:
Основная образовательная программа учитывает
требования к образованию,
которые предъявляют стандарты второго поколения.
Принципиальным подходом к формированию основной
образовательной программы начального общего образования стал
учёт изменения социальной ситуации современных детей. Наряду со
знаниевым компонентом в программном содержании обучения
представлен деятельностный компонент, что позволяет установить
баланс теоретической и практической составляющих содержания
обучения. Определение в программе содержания тех знаний, умений
и способов деятельности, которые являются надпредметными, даёт
возможность объединить усилия всех учебных предметов для
решения общих задач обучения, что обеспечивает интеграцию в
изучении разных сторон окружающего мира. ООП построена с
учётом требований к оснащению образовательного процесса в
соответствии с содержанием учебных предметов.
Состав участников образовательного процесса:
1.Дети в возрасте 6,5 – 10 лет:
- в первый класс принимаются все дети, достигшие возраста
6,5 лет и не имеющие медицинских противопоказаний для обучения
в первом классе общеобразовательной школы;
- уровень готовности ребенка к освоению программы должен
соответствовать любому уровню школьной зрелости;
- состояние здоровья 1 – 4 группа здоровья;
2.Педагоги, изучившие требования, предъявляемые к основной
образовательной программе федеральным государственным
образовательным стандартом (ФГОС), владеющие современными
технологиями обучения, ответственные за качественное
образование, демонстрирующие рост профессионального
мастерства.
3.Родители, изучившие особенности основной
образовательной программы, нормативные документы и локальные
акты, обеспечивающие её выполнение.
Основная образовательная программа реализует функцию
общественного договора с родителями, предоставляет возможность
родителям участвовать в работе органов государственно-
общественного управления. Для реализации прав семьи и ребёнка на
выбор индивидуального маршрута созданы условия для
самореализации учащихся в соответствии с их способностями,
желанием и направленностью личности.
Общая характеристика основной образовательной
программы:
Структура ООП соответствует ФГОС.
ООП обеспечивает: гарантию прав обучающихся на
образование (доступное и качественное), оптимизацию
образовательного процесса (оптимальные способы организации
учебной деятельности и сотрудничества, познавательной,
творческой, художественно-эстетической и коммуникативной
деятельности), эффективное использование современных
технологий обучения, обеспечение условий для самореализации,
самоопределения личности и сохранения здоровья обучающихся,
использование современного материально-технического обеспечения
образовательного процесса, информационное и психолого-
педагогическое сопровождение образовательного процесса.
Реализация образовательной программы происходит через
УМК «Школа России» с 1 по 4 класс
Учебно-методический комплекс «Школа России»
предлагает принципиально новые дидактические основы
организации образовательного процесса деятельностного типа,
методический потенциал завершенных предметных линий в полном
соответствии с учебным планом обеспечивает создание
здоровьесберегающей, развивающей и воспитывающей
информационно-образовательной среды, соответствующей
требованиям федерального государственного образовательного
стандарта к результатам освоения образовательной программы
начального общего образования.
Учебно-методический комплекс «Школа России» имеют
полное программно-методическое обеспечение и включает такие
новые для начальной школы разделы, как основы духовно-
нравственной культуры народов России, информатика, иностранные
языки.
Система учебников « «Школа России» успешно прошла
федеральную экспертизу на соответствие федеральному
государственному образовательному стандарту начального общего
образования, получила положительные отзывы РАН, РАО и вошла в
федеральный перечень учебников