ООП ООО
Описание образовательной программы
Описание ООП ООО
Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре
основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного
процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей
культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности,
обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и
самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, с учётом
образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы основного
общего образования осуществлялась самостоятельно с привлечением Управляющего совета,
обеспечивающего государственно-общественный характер управления образовательным
учреждением.
Особенности организации образовательного процесса:
Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования —
обеспечение выполнения требований Стандарта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации основной образовательной
программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных
задач:
— формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся,
обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья;
— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок,
знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося
среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья;
— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и
неповторимости;
— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования;
— обеспечение доступности получения качественного основного общего образования,
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с
ограниченными возможностями здоровья;
— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части
образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы,
обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого
обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и
на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для
её самореализации;
— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации
образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
— взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной
программы с социальными партнёрами;
— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через
систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в
том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений
дополнительного образования детей;
— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического
творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды,
школьного уклада;
— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной
среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и
действия;
— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация
обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с
базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами
профессиональной работы;
— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся, обеспечение их безопасности
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-
деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на
основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального,
поликультурного и поликонфессионального состава;
— формирование соответствующей целям общего образования социаль-ной среды развития
обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и
конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих
пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного
развития обучающихся;
— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на
основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности
обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности
к саморазвитию и непрерывному образованию;
— признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и
социального развития обучающихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении
образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их
достижения;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития
каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
·личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской
идентичности;
·метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные);
·предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт
специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания,
лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных
предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся,
программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования
универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.
В соответствии с п.5 ст.14, п.5,6,7 ст. 32 Закон РФ «Об образовании», Уставом и необходимостью
сохранения единства образовательного пространства школа ориентируется на программные
учебники, рекомендованные Министерством образования РФ.
Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана по
основной образовательной программе:
1.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс.
ОАО»Издательство»Просвещение»
2.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература.5класс.
ОАО»Издательство»Просвещение»
3.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. Математика. 5 класс. ООО «ИОЦ Мнемозина»
4.Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы исламской культуры. 4-5 класс. ОАО «Издательство «Просвещение»
5.Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. 5 класс. ОАО«Издательство
«Просвещение»
6.Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.Н. и др. Английский язык. 5 класс. ОАО «Издательство
«Просвещение»
7.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.
ОАО «Издательство «Просвещение»
8.Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. Обществознание. 5 класс. ОАО
«Издателство «Просвещение»
9.Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др.Биология. 5-6 класс. ОАО «Издательство
«Просещение»
10.Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. Физическая культура. 5-7 класс. ОАО
«Издательство «Просвещение»
11.Синица Н.В., Самородский П.С., Симоненко В.Д. и др. Технология. 5 класс. ООО
«Издательский центр «Вентана – Граф»
12.Науменко Т.И., Алеева В.В. Искусство. Музыка. 5 класс. ООО Издательство «Дрофа»
2. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса.
Элективный курс «Учись писать грамотно»:
Иванова В. П. «Трудные вопросы орфографии» М., «Просвещение,»2007г., Иванова В. П. «Слово
в системе русского языка»., М., «Просвещение», 2007г.
Факультатив по математике «В мире занимательной математики»
. Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся.- [Изд. 4-е,
перераб. и доп.] .- М.: Просвещение, 1984.- 158с.: ил.
Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения
конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся
Системно - деятельностный подход реализуется и через систему внеурочной деятельности.
Основная образовательная программа основного общего образования предусматривает:
·достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями
здоровья;
·выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему
кружков ;
·организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и
проектно-исследовательской деятельности;
·участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
·использование в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа;
·возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогов;
·включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды
села для приобретения опыта реального управления и действия.
Школа обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как
участников образовательного процесса:
·с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного
процесса в этом учреждении;
·с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной
программы начального общего образования, установленными законодательством Российской
Федерации и уставом образовательного учреждения.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся
участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной
программы основного общего образования, закрепляются в заключённом между ними и
образовательным учреждением договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов
образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.